Мужчина, которого я встретил около озера Лекшма, щедро поделился со мной своей питьевой водой, поэтому до следующего селения, где была остановка автобусов на Каргополь, я доехал на велосипеде достаточно легко и быстро. Пока ждал автобуса, немного осмотрелся вокруг, но село было погружено в тишину, кроме греющихся на солнце собак практически никого не было на улице.
Сначала я услышал чей-то хриплый голос, который громко призывал молодого человека что-то срочно сделать. Это раздавалось из одного из палисадников, но самих людей этих я так и не увидел. Спустя какое-то время я увидел идущих по главной дороге двух девушек, которые, завидев меня на остановке, замешкались на несколько минут, о чем-то посовещались, и только потом решились подойти, чтобы стрельнуть у меня сигарет. Пока они прикуривали от моей зажигалки, я смог приглядеться к ним внимательнее. Неприятное впечатление они произвели на меня бросающимися в глаза признаками вырождения сначала.
Я раньше неоднократно встречал русских северянок, они всегда выглядели величественно и просто одновременно, такая тихая, но божественная красота — в фигуре, в лицах. У этих же двух девушек не было никакой талии, они были излишне полноватыми с уже отвисающими животами. Сверху на них были надеты такие-же бесформенные выцветшие футболки. Я тогда подумал, что вот Каргополь, превратился во второсортный город после того, как при Петре I был отстроен Архангельск, а за последние тридцать лет и вовсе превратился в захолустный городишко. И в окрестных селеньях, наверно, по этой причине генотип вырождается вместе с упадком районного центра. Но вовремя вспомнил вот о чем — а когда здесь он был этот северный славянский генотип, если большевики лет тридцать ссылали сюда сотни тысяч людей из других регионов с поражением в правах. Едва ли здесь вообще осталось достаточно много настоящих с древними корнями поморских северных родов.
Когда приехал на автобусе в Каргополь, то едва нашел хотя бы одну приличную гостиницу (на безрыбье, как говорится). Мне, правда, намекали в холле, что есть номера бизнесс-класса, но не очень им поверил — не может быть нормальных люкс номеров в гостиницах с таким обшарпанным отделением ресепшн. А доплата за бизнес-класс имеет смысл лишь в том случае, если тебе предоставляют реальный сервис высокого уровня, сертифицированного стандарта, а не то, что называют люксом или бизнес-классом местные жители, быть может, не видевшие никогда и приличных недорогих отелей трехзвездных. И я прекрасно понимал, что бизнесс-класс от туроператора Библио-Трэвел мне здесь не предложат ни за какие доплаты. Впрочем, я даже не стал ворчать ничего администратору в ответ на его «заманчивое предложение», а просто отправился отдыхать в тот номер, который выбрал раньше. И все же мне было немного жаль живущих в Каргополе людей, хотя я и понимал, что их проблемы начались не сто лет назад даже, а гораздо раньше.
Некогда Петр Великий слишком стремительно прорубил «окно в Европу», отстроил Санкт-Петербург, перестроил Архангельск, сделав его современным по тем временам северным портом. Но именно из-за Санкт-Петербурга была построена новая дорога их Москвы на север к Архангельску. И эта дорога уже пролегла в стороне от Каргополя, навсегда задвинув его на задворки даже Российской цивилизации. Однако, удаление от цивилизации привлекло в это место большое количество монахов, и потому для такого небольшого городка в Каргополе было очень немало православных храмов. Вышло так, что в тишине и глуши православная церковь создала в свое время немаленький очаг для молитвенников. Разумеется, во времена правления большевиков и эта сторона жизни города оказалась в загоне, но, с удовольствием отметил — за прошедшие последние двадцать лет именно храмы реставрируются в Каргополе достаточно успешно.
Погуляв немного по берегу Онеги, я отправился к автобусной станции, которая была заметна издалека своей ярко-голубой свежей краской на стенах. По моему плану деревня Лядино, которую я намеревался посетить в на следующий день, но на остановке мне сообщили, что автобус в Лядино идет в 17-15 днем, а следующий будет только через трое суток. Тогда я спросил, будет ли автобус в Саунино (в пяти километрах от города), на что одна женщина сообщила, что отходит в три часа дня. Я быстро сбегал и собрал свои вещи в гостинице, рассчитался за номер и прибежал на автобусную станцию. Но там уже было полно других людей, которые ничего и не слышали про деревню Саунино или не знали про автобус туда. И только один мужчина подтвердил мне, что до Саунино я доеду трехчасовым автобусом. Пустячок, а приятно.
Комментарии