Едва ли правительственные лимузины автозавода имени Лихачева когда-нибудь номинировались на Государственный Знак Качества СССР. Не тот это был уровень, и не то изделие, чтобы допустить даже мысль о возможности производственных дефектов или конструктивных недостатков. Безупречное качество являлось одним из обязательных условий «госзаказа», и достигалось оно путем многочисленных испытаний отдельных узлов и каждого экземпляра автомобиля в целом и скрупулезнейшей ручной сборкой.
Разумеется, производство этих машин было штучным. Оно осуществлялось по так называемой стапельной технологии: не «гора» собираемого автомобиля двигалась по конвейеру вдоль «магометов», ответственных за ту или иную операцию, в «магометы» по мере необходимости шли к «горе».
По свидетельству начальника цеха по производству автомобилей высшего класса (механосборочный цех №6 ЗиЛа) В. Евлампиева:
…цикл изготовления автомобиля длился около 5,5 месяцев. В год по заказу ГОН создавалось 15-20 автомобилей. А производство представляло собой своего рода завод в заводе, то есть здесь шел полный цикл изготовления автомобиля. Использовалось такое понятие, как «ЧП», «чистый продукт» производства. Он составлял величину 0,7 – иными словами, 70% всего автомобиля делалось в этом цехе. Конечно, такие вещи, как провода, уплотнители, резинотехнические изделия, шины закупались у смежников или за рубежом. Всего в создании легковых ЗиЛов принимали участие 27 подразделений завода. Кто-то занимался литьём, кто-то обрабатывал хромированные детали, кто-то паял радиаторы. Сам цех делал очень много, практически весь автомобиль, начиная с кузова.
Если ищете автозапчасти для американцев, японцев, европейцев и корейцев — загляните в магазин tdvjapan.ru. И найдете любую позицию в исполнении разных производителей по выгодным ценам. И если ищете автозапчасти для советского лимузина — и это закажут. Менеджеры работают с владельцами любых моделей авто.
Все кузовные панели выколачивались вручную на дубовых шаблонах, рихтовались и выравнивались с помощью оловянного сплава. Затем устанавливались на автомобиль и подгонялись по месту. Из-за широкого использования ручного труда, индивидуальной подгонки деталей и ориентацией на конкретного «заказчика» многие автомобили отличались комплектацией, размещением отдельных узлов, материалами отделки. Окраска производилась нитроэмалью, с нанесением краски в 9 — 15 слоёв, с промежуточной сушкой и полировкой каждого слоя. Последний слой наносился и полировался уже после обкаточных испытаний, в ходе которых каждый автомобиль мог «накрутить» до пары тысяч километров.
Испытания на полигоне НАМИ производились не только в период подготовки модели в производство, но и на всём его протяжении. Окончательная доводка производилась механиками и водителями Гаража особого назначения (ГОН). Как и предшественники, ЗиЛ-41047 был рассчитан на выработку строго определенного эксплуатационного ресурса (10 лет или 100 000 километров пробега), после чего в обязательном порядке подлежал доукомплектации и утилизации. Лишь в конце 90-х строгие ограничения были сняты, и ГОН получил возможность продавать «отработавшую» регламентированный ресурс технику, а ЗиЛ – производить правительственные лимузины для продажи за рубежом. Кремлёвский гараж своим правом воспользовался (большая часть сохранившихся ЗиЛов «115-го» семейства находится сейчас в частных коллекциях, преимущественно – западных), а вот Завод имени Лихачова массовое производство, увы, не потянул.
Комментарии